Интервью: Юля Григорьян
Фото: Маша Тимофеева
Ментор фотографов Мария Тимофеева, автор и ведущая последнего блока фотокурса Seasons «Видеть жизнь», рассказывает о главных страхах тех, кто держит в руках камеру, способах с ними бороться и о сравнении, которое приносит пользу, а не разрушает.
Занятия Маши Тимофеевой начнутся в Школе Seasons 4 декабря. Подробности о курсе и регистрация здесь.
Что такое «свой стиль» для фотографа?
То, как он видит этот мир, его воспринимает и каким образом передает это видение. То, как он доносит до зрителя свою точку зрения на мир и предметы, ситуации в нем.
Что важнее — техническая подкованность или индивидуальный стиль? Может ли одно существовать без другого?
Это как вопрос «Что раньше было — курица или яйцо?». Идеально, когда индивидуальность мышления и видения имеют под собой нужную техническую базу. Если фотограф любит снимать кадры со спецэффектами, замысловатыми геометрическими формами, сочетать сложный свет, и это его стиль, то без технической подкованности у него ничего не получится. Сложнее всего сделать просто — это всегда показатель уровня, вкуса, стиля, качества. Можно взять, например, скандального фешн-фотографа Юргена Теллера, от снимков которого есть ощущение, что он делает их чуть ли не случайно на пленочную мыльницу. При этом его печатают все крупные издания. Или Терри Ричардсона, который снимал всех знаменитостей просто «вспышкой в лоб» и прославился. Чтобы к этому прийти, нужно много экспериментировать. Чаще всего за этим стоит большое мастерство.
Главный вопрос вот какой: «Какие технические средства тебе нужды, чтобы выразить свое видение?» Любой сюжет может быть как гениальным, так и провальным. Задача сложить элементы таким образом, чтобы у зрителя возникли чувства. Искусство отражает многие грани жизни. Оно не должно быть всегда позитивным или понятным, как и сама жизнь. Искать в нем правоту и правильность — дело неблагодарное.
Нашим вкусом управляет очень многое — мы поговорим об этом на моих занятиях. Исследуем, как сознание воспринимает время, картинки, предметы искусства, почему нам что-то нравится или нет.
Какие качества позволяют быть хорошим фотографом, без чего это невозможно?
Мне кажется, сперва нужно ответить на вопрос, какие качества тебе позволяют быть хорошим человеком? А дальше разобраться с вопросом, как с этими качествами строить карьеру фотографа. Скорее всего придется общаться с другими людьми, а это навыки коммуникации. Точно нужно умение видеть процесс от идеи до финального кадра. Четкость, техническая стабильность нужны тем, кто работает с потоковой предметкой или со стоками. Нет одного рецепта для всех — когда-то нужно поболтать и посмеяться, а где-то нужно молчать и вовремя нажимать на кнопку. Если ты хочешь построить карьеру, без ответственности и работоспособности этого не выйдет.
Если без насмотренности нельзя снимать хорошо, то как смотреть на других, но не копировать? Где эта грань между тем, чтобы повторить, что нравится и переосмыслить, сделать самому?
Не парьтесь ребята, все уже снято до нас. Нет сюжета, который человек бы не снял, он еще в XIX веке залез с камерами на горы и под землю, в холод и в жару. Здесь нужно опять вернуться к вопросу «для чего вы снимаете?» Ты все равно не сделаешь точь-в-точь, как кто-то, просто потому что ты другой человек. Насмотренность — это понимание вариативности действий, ты в свой мозг закладываешь много вариантов того, как может быть, и начинаешь комбинировать свои. Но на начальном этапе многим достаточно научиться классно копировать, чтобы отработать базовый технический уровень, понимать «да я умею так снимать».
Если твоя цель придумать что-то новое и гениальное, один из способов — тренировать навык мышления в нестандартных ситуациях. Допустим, ты можешь взять все примеры, которые тебе визуально нравятся, и начать собирать что-то свое из отдельных их элементов. Вот река, за ней лес, с утра туман. Сколько у меня будет человек? Один? Нет, пускай будет пять, и все мужчины. Вроде пять мужчин у реки на рассвете — уже прикольно, что дальше? Интересно, такое уже кто-то снимал? И ты идешь проверять. Если убеждаешься, что такого мало, значит, ты в той точке, где можно создать что-то новое.
Почему среди двух фотографов похожих по стилю один выстрелит, а второй нет?
Вот два фотографа, которые снимают лайфстайл-портреты, живут в одном городе и имеют одно количество подписчиков. Но у одного четыре заказа в месяц, а у другого — 24. Почему? Главный фактор — отношение к своему делу, насколько каждый из них открыт, готов получать работу и радоваться ей, не нагружает свою голову лишними тревогами и страхами.
Так много хороших фотографов сейчас. Как не раствориться среди них?
Смотря что такое «не раствориться». Не сравнивать не в свою пользу? Тогда мы опять возвращаемся к тому, как ты думаешь о себе и о своей работе. Весь вопрос в способе мышления. Нужно найти точку опоры в себе. Это то, что мы будем делать на наших встречах. Искать те критерии, на которые ты будешь опираться в оценке себя и в сравнении с другими. Чтобы сравнение приносило пользу, нужно находить правильные критерии.
Какие самые частые страхи и сомнения фотографов? И в каком поле чаще всего лежат их способы их преодолеть?
Страх проявляться, синдром самозванца и страх зарабатывать деньги. «Мне неловко, неудобно, я боюсь выходить в сторис, что я могу дать этому мир, как я могу поднять стоимость услуг?» Решения лежат в одном поле и это поле действий. Ходить, думать, страдать можно бесконечно, но если ничего не делать, ничего не произойдет. Есть прекрасные помогающие профессии, психологи и коучи умеют подсветить, что тебе нужно для того, чтобы начать действовать.
История жизни и творчества каких фотографов тебя впечатляет больше всего?
Биография Себастьяна Салгаду, бразильского документального фотографа, есть фильм о нем. Он увидел столько, сколько сложно уместить в одну жизнь, в один разум, в душу.
Был момент, когда он перестал снимать, увидев столько горя во время съемок в Латинской Америке и Африке. Фотограф проживает реальность по-другому, фиксирует ее и в какой-то мере остается с этим навсегда. И он не просто уместил это в себя, выжил и продолжил работать, но смог переварить этот опыт в своей душе и послужить на благо миру — купил дом, вырастил роскошный сад.
Что тебе позволяет не сдаваться в своих личных творческих поисках? Что ты сама лично делаешь, когда скатываешься в сомнения или сравнение себя с другими?
Понимание, что эти поиски — процесс, а не стремление к конечной точке. Трансформирующий тебя процесс изучения, понимания, созидания, сотворения чего-то нового, переосмысления. Если я вижу, что человек преуспел больше меня по фактическим критериям, то думаю, что я в своем состоянии, настроении и в этом положении вещей могу сделать. Потому что круче всего все-таки сравнивать себя с собой предыдущим, а не с другим.