Итальяно веро: интервью с Франческой Сакки Томмази

Текст и фото: Мари Губиева

Когда-то это место Козимо Медичи подарил скульптору Бенвенуто Челлини. Пять веков — для Италии немного, стены помнят всех владельцев и именитых гостей. Сейчас историю старинного дома на флорентийской виа делла Пергола держит в своих изящных руках статная красавица с широкой улыбкой и низким голосом, Франческа Сакки Томмази.
Этот дом в 1970 году купил дед Франчески, скульптор Леоне Томмази под мастерскую. Потом здесь работал ее отец, художник и скульптор Марчелло Томмази, — его бронзовые скульптуры встречают гостей под зеленой листвой внутреннего дворика. Сама Франческа выросла рядом с дедом и отцом, а потом сбежала за приключениями и поисками себя в большой город, чтобы через несколько лет вернуться и стать хозяйкой этого места, наследницей по прямой. Мастерскую она превратила в галерею Etra Studio Tommasi.
«В 18 лет я мечтала о профессии художника по костюмам, хотела работать в театре. Уехала в Рим, поступила в академию от-кутюр. Потрясающее время, все мои самые близкие друзья — оттуда. Но идиллия закончилась после получения диплома: нужно было искать работу, а в театре это сложно сделать без знакомств, без опыта. Родители стали волноваться — что собираешься делать, как зарабатывать?
 
Почти случайно я попала на собеседование в Prada, и меня взяли на работу. Я переехала в Милан, где не знала ни души. Работала не поднимая головы по 12–14 часов в день. Как-то мимо меня проходила в два ночи Миучча и даже не взглянула, не спросила, что я тут делаю, — в мире моды этим никого не удивишь. Я возвращалась домой и чувствовала пустоту. Что я узнала сегодня? Чему научилась? Ничему. Перспектива такой жизни до самой пенсии пугала меня, и я ушла. Хотя, конечно, это был важный опыт.
 
Сначала я месяц помогала папе реставрировать фрески в одном из соборов Флоренции. А потом мы узнали, что его друг ищет себе помощника в одну из галерей в Позитано. Я пришла пообщаться и осталась работать с ним на шесть лет.
Международный рынок, люди со всего мира, большой галерейный бизнес — многому учишься. Главное — находить общий язык с любым человеком, будь он из Южной Америки или из России. Сюда, в студию на виа делла Пергола, я вернулась уже галеристом. Здесь хранилось 5000 работ дедушки. Ну как хранилось. Лежали повсюду без какой-либо системы. И вот тут мне очень помогли годы галерейного дела. Я разобрала и систематизировала архивы, сами произведения искусства. Ну, и решила открыть арт-пространство, в котором есть и выставочный зал, и постоянная экспозиция, и мемориальная часть. Галерее 15 лет, за это время я сделала около ста выставок.
Если я чувствую, что между мной и художником взаимное уважение и любовь, мы начинаем работать вместе. И да, иногда можем не соглашаться в чем-то, можем и поспорить, но главное — мы делаем одно дело. Мне важны человеческие отношения, важно знать людей. Часто это выходит за привычные профессиональные границы: мы отмечаем вместе праздники, я знаю их родителей, жен, мужей, детей — очень по-итальянски.

Мне кажется, мой дедушка, купивший эту мастерскую, рад, что я здесь.

Моя мама — учительница. Про мое детство все понятно: на первом месте культура и учеба, по выходным — соборы и музеи. На самом деле мне повезло вырасти в семье художников. Это помогает мне как галеристу. Я чувствую художников, я всегда на их стороне. И они видят во мне в первую очередь друга. Да и вообще, я предпочитаю решать все вопросы честным разговором. В Италии быть женщиной-галеристом все еще не очень просто. Галерейный мир — мужской, часто на меня смотрят снисходительно. Красивая, чувствительная, не боец. Это нелегко, но за мной стоят мужчины моей семьи: дедушка, папа. Я чувствую эту энергию, их помощь. В этом саду я провела все свое детство, помню запахи еды, которую готовил дед, голоса людей, которые приходили на большие застолья. Пожив в разных городах и попробовав разное, чувствую, что сейчас я на своем месте. Я много путешествую, но очень люблю возвращаться домой. После больших выставок мне важно побыть несколько дней в своем саду, со своей собакой, без людей.
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов
Нажимая «Подписаться», я даю согласие
на обработку моих персональных данных
Спасибо за подписку!
Вам на почту придёт письмо для подтверждения адреса, а дальше — ждите писем редакции. Мы рады, что вы с нами!