К себе — бережно: как услышать свое тело

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

С героями поговорили: Ксения Рябова, Яна Беляева
Иллюстрации: Алина Паншина

Мы поговорили с тремя героями о том, как одна только бережная и уважительная работа с телом может изменить нашу жизнь к лучшему.

Мариам Нагайчук

Хореограф, педагог современного танца

Классическая хореография родилась из идеи отрицания животного, природного начала в человеке. В выворотной позиции, в максимально вертикальной работе позвоночника и правда нет ничего животного, но нет и ничего человеческого. Балерины должны потратить годы на то, чтобы вживить эту технику в тело, сделать ее комфортной для себя. В основе современного танца — уважение к телу, органичные, комфортные движения. Не нужно подгонять себя под некий стандарт, истязать свое тело много лет, чтобы научиться делать то, что его сломает.

На своих классах я обычно начинаю с медитативных процессов: прошу своих учеников лечь на пол, закрыть глаза и слушать дыхание. Я предлагаю им перенаправить свое внимание на определенные зоны тела, и такое направленное внимание — это и есть слушание собственного тела.

Если получается услышать свое тело, соединиться с ним, то жизнь наполняется красками, появляется огромный интерес к своему присутствию в этом мире. Однажды почувствовав это, ты уже не сможешь отказать себе в удовольствии быть в глубоком контакте с собой.

В хореографии чаще всего учат ругая. Тело привыкает реагировать или на жесткий импульс, или на конфету — похвалу. К сожалению, с этим бороться очень сложно. Если плод твоего творчества — телесное проявление, то любая оценка влияет на восприятие собственного «‎я». Кому-то не нравятся твои движения рук — молниеносно, как электрический импульс, прилетает в мозг сообщение «‎я — плохой». Внешняя оценка становится внутренней. И это дико мешает — ставит барьер между сознанием и энергией, вдохновением, закрывает доступ к творческому потоку.

Волшебство в танце рождается, когда мы обманываем контролера в нашей голове, погружаемся в процесс, получаем радость от него, а не гонимся за результатом.

Вот почему на наших занятиях я считаю очень важным создавать безоценочную доверительную среду. Я рассказываю, как работает тело, объясняю механику движения, без «‎плохо» и «‎хорошо». Конечно, я вижу блоки в теле. Но я не берусь ставить диагнозы: вот у тебя зажата грудина, значит, ты подавляешь в себе эмоции. Причин может быть гигантское количество, и человек, если захочет, глубоко с ними разберется с помощью телесной терапии. Я не занимаюсь на занятиях психологическими тренингами, не исследую причинно-следственные связи. У меня другая задача — помочь человеку освоить новый телесный навык, чтобы он почувствовал, каково это — свободно дышать, жить с открытой грудной клеткой. А суперфинальная задача, космос — отпустить ученика с ощущением «‎я сам могу о себе позаботиться», «‎я знаю, что нужно моему телу», «‎я делаю эти упражнения не ради педагога, а потому что мне они приносят радость».

Александра Шишкова

Практик метода Relation Massage & Bodywork (целительный массаж)

Всю свою сознательную жизнь я занимаюсь телесными практиками. Раньше это было больше про владение своим телом, про силу и выносливость. Сейчас я понимаю, что для здоровья человека куда важнее умение качественно расслабляться, чем преодолевать себя, а правильно потраченные калории не имеют ничего общего с накоплением внутренней силы.

Метод Relation Massage & Bodywork вобрал в себя разные целительные массажные практики — китайские, славянские, тайские, индийские, суфийские, шаманские, а также принципы телесно-ориентированной терапии. Это очень мягкие по воздействию на тело техники, синхронизированные с ритмами самого человека, например с дыханием. 

Поликсения-min

Китайцы говорят, что все болезни от ухудшения кровообращения. А оно ухудшается там, где у человека возникает напряжение, где он сжимается от страха, стресса, усталости, спешки, попытки соответствовать чьим-то ожиданиям, необходимости держать лицо. Целительный массаж помогает улучшить кровообращение в зажатых участках тела, снять напряжение. Движения мастера — легкие, нежные, иногда почти незаметные. И клиенты, привыкшие к «‎силовому» массажу, часто не понимают, как и почему это работает. Движения рук, конечно, важны, но куда важнее другое — создать атмосферу абсолютного принятия без попытки вылечить, исправить, навести порядок по своему разумению.

Когда я познакомилась с этой практикой, меня поразило, как многое можно сделать, работая только с телом — без единого слова и раскопок в прошлом. Меняется мироощущение, возвращается вкус к жизни.

Внимательные и чуткие прикосновения — столько, сколько может взять человек здесь и сейчас. В таком пространстве он чувствует себя безопасно и защищенно, и, как ни странно, там, где нет сопротивления, отстаивания необходимости быть собой, уходит напряжение и запускаются механизмы самовосстановления. Важное правило для принимающего массаж — не терпеть, быть внимательным к своему комфорту.

Ганна Лякина

Практик по методу Анат Баниэль, ученицы Моше Фельденкрайза

Когда человек рождается, его тело почти ничего не умеет. Вспомните, как хаотично двигается новорожденный. Со временем мы начинаем впитывать информацию: учимся ползать, ходить, держать ложку. Постепенно навыков становится достаточно для самостоятельности, и процесс развития останавливается. Мы забываем, что движение — это тоже навык, и, если перестать его развивать, начнется обратный процесс — деградация. Дело в том, что человек, используя привычные паттерны движения, перестает поддерживать нейронные связи, отвечающие за эти функции. Невозможно накачать мышцы впрок на всю жизнь или сесть на шпагат в зрелом возрасте только потому, что умел в детстве. Мозг забывает, как это делать, отодвигая умение на задний план.

В середине прошлого века Моше Фельденкрайз разработал метод, который помогает развивать возможности тела через осознавание себя в процессе движения. Физик и инженер по образованию, он глубоко изучал биомеханику движения человеческого тела и помогал раскрыть потенциал людям с совершенно разными потребностями. Я обучалась у Анат Баниэль, ученицы и коллеги Фельденкрайза, которая, основываясь на его принципах, развивает и углубляет понимание метода. На практических занятиях мы как бы заново знакомимся со своим телом, полностью сосредотачиваясь на своих ощущениях во время выполнения определенных упражнений. Каждый двигается в своем темпе, исследуя, наблюдая за тем, что с ним происходит сейчас.

В отличие от других телесных практик (даже в йоге ожидается, что ученик со временем достигнет в исполнении асан совершенства), метод Фельденкрайза не ставит перед человеком конечных целей.

Бывают случаи, когда во время занятия я вижу, что человек неудобно сидит, спина устает. Я предлагаю сменить положение или взять подушку, на что слышу: «‎Нет-нет, мне и так нормально». Мы настолько привыкли к дискомфорту в теле, что стали считать его нормой. Моя цель как педагога не давить, а мягко направить, показать, как может быть по‑другому, а дальше каждый в своем темпе приходит к тому, чтобы слышать свои телесные проявления.

Один из принципов метода Фельденкрайза — принцип вариативности. Человек выполняет привычное действие разными способами. Это похоже на то, как дети учат буквы: пишут их на бумаге, складывают из камней или веток. Мозг лучше запоминает, когда у нас есть максимум вариантов, чтобы донести информацию. Что дают нам новые нейронные связи? Легкость, подвижность, энергию — мы лучше концентрируемся, быстрее реагируем, уходит тревога. Движения тела становятся более качественными и осознанными, от чего меняется отношение к своему телу.

И мы больше не хотим терпеть физический дискомфорт, в котором могли жить много лет.

Опубликовано в журнале Seasons of Life №56. Новые и архивные выпуски можно купить в студии Seasons на Петровке, на маркетплейсах OzonWildberries и у наших дистрибьюторов в разных городах.

Читайте также:

Материал обновлен: 04-05-2023