Настасьин лес: интервью с автором обложки осеннего номера Настей Худяковой

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в pinterest

Текст: Даша Шаталова
Фото: Мария Пырьина

На картинах Настасьи Худяковой, автора обложки осеннего номера Seasons, пробиваются сочные ростки, зреют луковицы гиацинтов и тюльпанов, которые в тайге, где художница живет уже четыре года, не так-то просто вырастить.

«Северный Урал — зона экстремального земледелия», — улыбается Настя, а сама во время нашего интервью сидит в теплице: «У меня здесь базилик, руккола, кинза, цветы — я совсем не огородница, но рядом с землей невозможно этим не заниматься, муж сажает морковь, лук». Вокруг Уральские горы, пруд, в котором отражается лес, и дома из потемневшей сосны — Настиному уже 140 лет, отапливают его двумя старыми печами: каменкой и голландкой. «Когда я впервые приехала сюда, был густой туман, и казалось, что дома вырастают из него, как грибы».

Настя Худякова

«С переездом для меня расширилось понятие дома — это не только свои стены, но и внешнее пространство, и огород, и лес — они неотделимы друг от друга».

Павда — поселок в могучем таежном лесу, где раньше находили россыпи золота и платины, а теперь можно встретить следы лося, лис и зайцев, набрать ягод, искупаться в речке Павде или в другой, бегущей неподалеку, с забавным названием Ляля. Судьба нарисовала круг, приведя сюда Настю: она родилась в промышленном городке Краснотурьинске, уехала в Екатеринбург, выучилась на дизайнера в Архитектурно-художественной академии, а потом узнала, что у ее будущего мужа есть кусочек леса в соседней с Краснотурьинском Павде. Когда у ребят наметилась своя ляля — дочка Ясна, они перебрались в тайгу.

«В поселке живет человек 500, а зимой еще меньше: за день можно никого не встретить. Здесь нет ни шума, ни рекламы — я оказалась в изоляции, но стала свободнее, чем многие. Во время пандемии читала, как кто-то гуляет на балконе, и, казалось, будто это сообщение из другого мира — сама я в это время бродила по бескрайнему лесу.

Когда мы с дочкой приехали в город, она походила по квартире и спросила: «А где печка?» Для нее это уже естественно, как и для меня».

Как художник Настя осознала себя и начала развиваться тоже в тайге, но не из-за переизбытка свободного времени, а из-за его отсутствия: дом, огород, печь, дочь Ясна и ее маленький братик Ваня. «Мне захотелось отделиться от бесконечного материнского быта, я поняла, что мое личное время — драгоценность, и надо его использовать. Стала отказываться от коммерческих заказов, потому что не хотела никому отдавать свои крупицы свободы, и начала зарисовывать все вокруг — домики, деревья, растения.

Сначала уходила по ночам с альбомом на кухню, а весной этого года у меня появилась мастерская — мы выкупили часть соседнего дома, там есть просторная светлая комната с пятью окнами, я сразу поняла, что в ней можно творить.

В детстве я жила в закрытом городе Снежинске, моя мама учила детей рисовать. Причем первой в художественную школу пришла я, а там узнали, что мама — художник, и позвали ее работать. Сейчас мне нравится, когда Ясна прибегает ко мне в мастерскую: она живопись соединяет с танцем, рисует, стоя за детским мольбертом, а потом в эмоциях начинает кружиться. Пару лет назад я пыталась всеми силами хотя бы на время отделяться от детей, а вскоре поняла, что они — и есть я, мое продолжение, и мне стало легче находить возможности, чтобы уединиться и порисовать.

Сейчас у меня период, когда я много пробую, нахожусь в поиске — рисую и пейзажи, и натюрморты, и детали. Мне хочется изображать не только природное, но и сказочное, мистическое — из подсознания, из глубины. Мне нравится учиться — шаг за шагом я иду к целостности. Недавно я купалась в небольшом водопаде неподалеку, и меня будто пронзило: ведь это иллюстрация моего состояния сейчас! Я в бурлящем потоке жизни».

Опубликовано в журнале Seasons of Life №65. Новые и архивные выпуски ищите в нашем магазине и у дистрибьюторов.

Читайте также:

Материал обновлен: 24-10-2022