Текст: Александра Якутина, Мария Подольская
Фото: пресс-материалы
Ярко-красные маки, финские леса, немного наивные звери и разноцветные джунгли. 25 мая исполняется 74 года одному из самых известных финских брендов, визитной карточке европейских текстильных принтов — компании Marimekko. Рассказываем об истории компании, самых известных принтах и влиянии Жаклин Кеннеди на судьбу бренда.
Все началось с платья
История бренда началась в 1949 году, когда семейная пара Вильо и Арми Ратиа выкупили небольшую текстильную фабрику Printex, которая специализировалась на клеенчатых скатертях и тканях с набивным рисунком. Бренд Marimekko (в переводе «платье Марии» )был зарегистрирован в 1951 году, однако известность компания получила не сразу. Главным принципом молодого предприятия стало табу на цветочные принты — их тогда использовали во всех коллекциях женской одежды, а Арми Ратиа, которая отвечала за дизайн, хотелось создать современный взгляд на привычные элементы женского гардероба.
Жаклин и Marimekko
Взрыв популярности случился, когда жена президента США Жаклин Кеннеди, известная своим безупречным стилем в одежде, выбрала платье бренда для фотосъемки. В декабре 1960 года Джеки вместе с мужем Джоном Кеннеди появилась на обложке журнала Sports Illustrated в простом, но элегантном розовом платье без рукавов. Выбор первой леди США — семь платьев молодого финского бренда — сразу же привлек внимание мира моды, и популярность Marimekko взлетела.

Читайте также: наш репортаж с выставки Maison&Objet 2025
Рождение легенды

Еще одной поворотной точкой в истории бренда стало появление самого знаменитого принта компании — крупных ярких цветов на однотонном фоне. Автором принта стала Майя Исола.
В знак протеста против запрета на флористические мотивы в 1964 году Майя разработала целую серию цветочных принтов, которые были так хороши, что основательница Арми Ратиа решила нарушить собственный принцип и выбрала несколько для новой коллекции. Среди них был и рисунок Unikko — в переводе с финского — «маки». Сначала было всего три цветовых вариации принта: красные, синие и черные, но с ростом спроса появлялись и другие цветовые решения, всего около ста комбинаций.





Принты шагают по миру
За три четверти века дизайнеры Marimekko создали около 3500 дизайнов принтов, которые украсили все: от платьев и сумок до керамики, тканей и многого другого, а легендарные маки от Marimekko стали отдельным брендом Unikko, настоящим символом Финляндии и частью коллабораций с сотнями знаменитых брендов. Так, в 2023 году компания разработала для IKEA коллекцию BASTUA (означает «сауна») — Marimekko впервые разработала коллекцию принтов специально для коллаборации с другим брендом.
IKEA + Marimekko BASTUA Collection
За последние десять лет было выпущено несколько коллабораций с популярными брендами, например, Adidas и Uniqlo. Обувь тоже не осталась вне внимания бренда, среди самых запоминающихся коллекций — босоножки Manolo Blahnik цвета фуксии, лодочки в разноцветный горошек и в яркую клетку с легендарной пряжкой, украшенной кристаллами Swarovski. А в этом году финский бренд запустил коллаборацию с клогами Crocs. В коллекцию удобной обуви вошли классические модели из резины с зелеными и розовыми цветами. В комплект к клогам были выпущены декоративные цветочки, чармы, которыми можно дополнить обувь, добавить каждой паре оригинальности. Некоторые орнаменты бренда стали частью дизайна блеска для губ от Clinique, контрастно выделив каждый оттенок помады.

Иногда визитная карточка Marimekko — красочные маки — появлялись в необычных местах: на борту двухэтажных автобусов, расцветали на фюзеляже самолетов Finnair, украшали кузов автомобилей Nissan и ежедневно вдохновляли владельцев Samsung, став основой коллекции аксессуаров для смартфонов.

В 2024 году во время Недели дизайна в Милане Marimekko представили поп-ап пространство Bar Unikko, вдохновленное тем самым известным принтом, созданным Майей Исолой в 1964 году. Внутреннюю планировку кафе оставили нетронутой, чтобы усилить контраст между визуальным стилем Marimekko и атмосферой традиционных итальянских баров.
Маки украшали пол, занавески, неоновые знаки, посуду, подставки и салфетки для сервировки. Специально для этого проекта бренд создал коллекцию миниатюрных чашек для эспрессо Oiva с тем же характерным узором.
Японский штрих
Помимо принтов Майи Исолы, в судьбе бренда важную роль сыграл японский художник Фудживо Ишимото, влюбившийся в принт Unikko во время своего кругосветного путешествия. Благодаря удачному стечению обстоятельств, художнику удалось стать частью команды компании, при этом он не только создавал орнаменты, но и помогал со сборкой выставочных стендов и другими организационными процессами. Рисунки Ишимото — оммаж мельчайшим деталям и финской природе. Со временем художник отказался от карандаша и стал делать все наброски цветными мелками, благодаря чему его работы получили еще больше легкости, воздуха, наивности и детской восторженности.
Синоним финской эстетики
Считается, что сегодня в каждом доме Финляндии обязательно можно найти хотя бы одну вещь, украшенную знаменитыми орнаментами бренда. И это не только одежда и домашний текстиль, но также обои, мебель, элементы декора и посуда — синонимы финской эстетики минимализма и функциональности.
В чем секрет Marimekko? Я не знаю. Возможно, он спрятан под печатным столом
Арми Ратиа

Философия Marimekko, по мнению основательницы бренда Арми Ратиа — создавать практичные и долговечные вещи, которые за счет нестандартных решений часто оказываются на пике моды. Финский бренд, ставший поистине легендарным, не теряет актуальности и сегодня, транслируя не просто дизайнерские решения, но образ жизни, формируя стиль мышления и мировоззрение все новых поколений потребителей.
По понедельникам будем присылать
письмо от команды, а по пятницам —
подборки лучших материалов